Автоматизация в машиностроении
Все производственные линии по принципу своего действия делятся на две группы. Первая представлена конвейерами непрерывного действия, вторая – циклического. Для последней характерна периодичность перемещения изделий и последовательность всех элементов цикла (установка, обработка, снятие, транспортировка). То есть операции выполняются не параллельно, а последовательно. Производительность таких линий ограничена потерями на холостых ходах, однако у них большие технологические возможности, реализовываемые в сфере металлообработки и сборки. Поэтому автоматизация производственных процессов в машиностроении идет именно по этому пути, ибо позволяет манипулировать с различными деталями, а также собирать моторы, фильтры, редукторы и так далее.
Конвейерные системы для машиностроения
Применяемое оборудование для автоматизации производства в машиностроении
Автоматические линии могут комплектоваться агрегатными, специальными, либо универсальными станками. С учетом высокой стоимости, длительных сроков проектирования и освоения конвейеров со специальными станками они используется редко. В основном для выполнения небольшого количества простых технологических операций, причем зачастую такие единицы оборудования монтируются на одной станине, как в случае с линиями для обработки различных валов. Вдобавок подобный машинный парк отличается консерватизмом, затрудненностью изменения технологий металлообработки, не говоря уж о быстрой переналадке под выпуск новых деталей. Соответственно, автоматизация производственных процессов в машиностроении в данном случае практически невозможна.
Все это привело к постепенному переходу на эксплуатацию линий из типового универсального оборудования, в которые могут включаться шлифовальные, фрезерные, токарные, сверлильные и иные станки. Причем они в обязательном порядке должны быть автоматизированы для последующей встройки в проектируемую или модернизируемую производственную линию.
Как показывает многолетний опыт как отечественной, так и зарубежной машиностроительной отрасли, вполне целесообразно внедрять переналаживаемую автоматику. По этой причине на рынке появляется все больше моделей агрегатных станков с постоянными столами и сменными силовыми головками. Автоматизация производственных процессов в машиностроении на их основе дает наибольший эффект при запуске нового производства, а также капитальной реконструкции предприятия.
Пример автоматизации в машиностроении от ООО ""Норматив"
Конвейерная линия сборки роторов для автомобильных генераторов
Для автоматизации производственного процесса, предложена наиболее рациональная схема расстановки имеющихся станков и связи между ними, с максимальным сокращением физического труда на сборочной линии. Результатом автоматизации производства с помощью конвейерных систем стало увеличение производительности в 1,5 раза: с запуска автоматизированной линии сборки роторов за полдня была выполнена дневная норма.
Достигнутая высокая производительность позволила предприятию машиностроительной отрасли быстро окупить затраты на автоматизацию и выйти в плюс: абсолютная экономическая выгода за счет технического решения и конвейерного оборудования ПК "Норматив".
Читайте также: Автоматизация производственных линий
Классификация автоматических линий машиностроительного производства
- Технологический признак. По нему разделяют линии механической обработки, сварки, сборки, покраски и др., в том числе комплексные, объединяющие несколько таких операций. Наиболее интенсивно такие линии используются при изготовлении автодеталей и подшипников
- Технологическая гибкость: для групповой обработки, непереналаживаемые и гибкие. Первый тип проектируется под один тип деталей (рычаги, диски, валы) с одинаковым технологическим маршрутом металлообработки, но с разными параметрами поверхности. Например, ступицы колес, вилки карданных валов и промежуточные валы КПП. При этом переналадка оборудования и технологической оснастки не требуется.
Непереналаживаемые линии предназначены для массовой обработки изделий с постоянной конструкцией и габаритами. В этом их кардинальное отличие от гибких производств, способных трансформироваться в целях обработки хоть и однотипных, но различных деталей с одинаковым маршрутом движения.